МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЛЕПКИ И ФОРМ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЛЕПКИ И ФОРМ

531
0

Автор: /алексейНН/
Опубликовано: 1979 дней назад (4 января 2014)
Блог: ТЕХНОЛОГИИ и МАТЕРИАЛЫ
Рубрика: ЛЕПКА — ФОРМОВКА
Редактировалось: 1 раз — 4 января 2014 0Голосов: 0
Статистика по оценкам

Пластмассы.
Пластмассы представляют собой смеси синтетических смол с добавлением наполнителей (каолина, отходов текстильной промышленности, асбеста), пластификаторов (дибутилфталата, камфоры и т.п.) и пигмента для придания цвета. Однако часто применяют пластмассы, состоящие только из смолы и красителя.
В зависимости от реакции смолообразования пластмассы разделяют на поликонденсационные и полимеризационные, чаще употребляемые как реактопласты и термопласты.
Реактопласты — твердые и негнущиеся. После прохождения реакции смолообразования они превращаются в твердые неплавкие вещества.
В состав реактопластов обязательно входят наполнители, которые и определяют их физические свойства — твердость, упругость, цвет и т.п.
Термопласты — состоят из смол, которые после нагревания не изменяют своих химических свойств и повторно плавятся при нагревании. После повторного расплавления они могут использоваться для выполнения работы.
Формопласт — один из видов термопласта, получаемый из смеси искусственных смол и пластификатора. Применяют его в основном для изготовления форм. Он представляет собой темно-желтую студенистую массу, внешне напоминающую резину.
Температура размягчения формопласта должна быть 55-60°С, температура плавления 135-140°С, температура текучести, при которой формопласт превращается в массу, способную течь непрерывной струей, 125°С. Он должен начинать затвердевать при охлаждении до 100-110°С. В расплавленном и застывшем состоянии формопласт не должен прилипать к поверхности (например, гипса, бетона, металла). При отрицательных температурах формопласт становится хрупким, но при подогревании восстанавливает свои свойства.
В мастерские формопласт поступает разрезанным на мелкие куски размером 2-3 см, где его расплавляют в толстостенной алюминиевой емкости (в железных емкостях формопласт размягчается и пригорает), которую ставят в масляную баню (масло или технический глицерин). Масляную баню нагревают на плите с вытяжным шкафом. Во избежание пригорания формопласт постоянно перемешивают. Вместо масляной бани емкость с формопластом можно ставить в таз с прогретым песком. Водяную баню не применяют из-за недостаточности температуры. Во время плавления следят, чтобы температура формопласта не поднималась выше 130°С, так как при более высокой температуре он начинает разлагаться, выделяя пары хлористого водорода — резко пахнущего и вредного газа, сама масса чернеет, теряет эластичность и становится непригодной для работы. Расплавленный формопласт снимают с плиты, дают отстояться 10-15 мин, чтобы вышли пузырьки воздуха, и приступают к заливке форм.
Полиакрилат, или акрилопласт (органическое стекло, плексиглас), — широко распространенная прозрачная пластмасса, из которой изготовляют различные декоративно-художественные элементы. Органическое стекло не бьется и пропускает 73% ультрафиолетовых лучей (обычное же стекло их вообще не пропускает). Существенным недостатком этого материала является его невысокая твердость, что приводит к образованию различных царапин при незначительных механических воздействиях.
Органическое стекло хорошо поддается обработке режущим инструментом, хорошо шлифуется и полируется. Его можно красить в различный цвет органическими красителями. При нагревании оргстекло размягчается, что позволяет придать ему различную форму, которая после остывания сохраняется.
Клеить оргстекло можно дихлорэтаном, смешанным с его стружкой.
Для изготовления небольших декоративно-художественных элементов можно использовать пластмассы, притряпку.
Приготовленной таким образом мастикой можно работать на протяжении суток.
Художественно-декоративные элементы из мастики прочны, красивы и по цвету напоминают кость.
Гипс.
Гипс — это порошкообразный материал белого цвета. Являясь воздушным вяжущим веществом, гипс и изделия на его основе применяют для выполнения декоративно-художественных элементов внутреннего оформления. Гипс получают в результате термической обработки природного гипсового камня с последующим измельчением продукта обжига (обжиг производят при температуре 150-170°С в специальных мельницах).
Для художественно-оформительских работ применяют гипсы Г-5 — Г-25 тонкого помола с нормальным сроком твердения. Гипс для таких работ должен быть свежеобоженным, белым по цвету, невлажным на ощупь, без слежавшихся кусков и примеси песка. Наличие примесей песка проверяют кипячением в течение 5-7 мин трех навесок гипса объемом 50 см³ каждя в 10%-ном растворе соляной кислоты. Если при этом осадок не выпадает, значит примеси песка отсутствуют.
При затворении водой гипс быстро схватывается и твердеет. Процесс схватывания протекает при повышенной температуре. Начало схватывания гипса нормального твердения должно наступить не ранее 6 мин, а конец не позднее 30 мин с момента затворения водой. Практически гипс за 10-12 мин превращается в камневидное состояние.
Быстрое схватывание гипса затрудняет в ряде случаев его использование. Для замедления сроков схватывания в гипс вводят специальные добавки: известь, буру, клей, поверхностно-активные вещества, являющиеся отходами химической промышленности (мылонафт, омыленные остатки синтетических жирных кислот, композиции этих веществ с сульфатно-дрожжевой бражкой). При применении в качестве замедлителя мездрового (столярного) клея (0,2-2% от массы гипса) схватывание его происходит через 40 мин после затворения водой. Чтобы замедлить процесс схватывания в два-три раза (15-20 мин), добавляют столярный клей (0,3-0,5%), обработанный известью. Для этого 1 мас. ч. клея замачивают в 5 мас. ч. воды в течение 15 ч, после чего добавляют 1 мас. ч. известкового теста и кипятят 5-6 ч, постоянно помешивая. Полученный клей не загнивает при хранении.
При необходимости ускорить схватывание гипса (например, при снятии маски или формовки частей человеческого тела с натуры) применяют гипс с добавкой (сульфата натрия, поваренной соли, квасцов) или затворяют раствор горячей водой.
При затворении гипсовое тесто увеличивается в объеме до 1%, что позволяет формовать из него декоративно-художественные элементы.
Гипс, быстро твердея, образует гладкую поверхность, которая легко окрашивается, имеет достаточно высокую прочность. Основной недостаток гипса — малая водостойкость.
Прочность гипсовых изделий зависит от сорта гипса, тонкости помола, количества недожога и пережога в гипсе, водогипсового отношения, вида и количества заполнителей.
Количество воды для затворения гипса зависит от его качества (чем выше тонкость помола гипса, тем меньше требуется воды для его затворения) и назначения. Теоретически для полной гидратации гипса требуется 18,6% воды от массы гипса. Однако для приготовления состава гипс затворяют в 35-45% воды. Избыточное количество воды испаряется в процессе твердения гипса, что приводит к высокой пористости гипсового камня, а следовательно, снижает его прочность. Для получения гипсового раствора нормальной густоты на 1 л воды добавляют 1,5 кг (для густого — 2 кг, для жидкого — 1 кг) гипса.
Гипсовый раствор используют немедленно после приготовления, так как он сохраняет текучесть в течение 2,5 мин, а пластичность 6-8 мин. Схватившийся гипсовый раствор нельзя «омолаживать», т.е. повторно разводить водой и использовать для работы, так как он уже не будет обладать вяжущими свойствами.
Цемент — гидравлическое вяжущее, поэтому его можно использовать для составления смесей, из которых выполняют элементы художественного оформления для наружных работ. По сравнению с изготовлением гипсовых изделий выполнение работ с использованием цементных растворов (смесь цемента, песка и воды) более трудоемкий, занимающий длительное время процесс. Однако, элементы, выполненные из цемента, по сравнению с гипсовыми прочнее и долговечнее.
Цементные растворы представляют собой правильно подобранные смеси вяжущего (цемента), заполнителя (песка) и воды.
Для художественно-оформительских работ используют обычные серые (портландцемент, пуццолановый цемент) и декоративные цементы (белый и цветной портландцементы).
Белый портландцемент получают путем измельчения белого маложелезистого клинкера, активной минеральной добавки и гипса, а цветные — из этих же материалов с введением красящих пигментов — двуокиси марганца (черного), железного сурика (красного), охры (желтого), окиси хрома (зеленого), кобальта и ультрамарина (голубого), обладающих стойкостью к действию щелочей. Для получения декоративных растворов пигменты в них можно вводить непосредственно при приготовлении.
Прочность портландцемента и его разновидностей характеризуется маркой — пределом прочности при сжатии и изгибе половинок стандартных балочек (40х40х160 мм), изготовленных из цементного раствора 1:3 и испытанных под гидравлическим прессом через 28 дн. после их изготовления, так как прочность затворенного цемента нарастает неравномерно: за первых три дня она составляет 40-50% марки цемента, за 7 сут. — 60- 70% и лишь на 28-е сутки цемент набирает марочную прочность. Марки цемента — 300, 400, 500 и 600.
Тонкость помола — фактор, определяющий прочность цементного камня. С увеличением тонкости помола до определенного предела его прочность возрастает.
Влажность и температура среды, так же как состав и тонкость помола, обусловливают прочность цемента.
Увеличение прочности цементного камня возможно только при наличии в нем воды. Поэтому в практике необходимо создавать влажные условия процесса твердения (поливать, покрывать мокрыми опилками, песком и др.).
Большое влияние на рост прочности цементного камня оказывает температура воды. Нормальное твердение — при температуре 15-20°С. (Различают два срока схватывания цемента: начало и конец. Начало схватывания портландцемента должно наступать не ранее чем через 45 мин, а конец не позже чем через 12 ч от момента затворения водой.) От 0 до 5°С твердение происходит в два-три раза медленнее, а при отрицательных почти полностью приостанавливается.
Хранение цемента продолжительное время даже в самых благоприятных условиях влечет за собой некоторую потерю его прочности. После трех месяцев хранения она может достигать 20%, а через год — 40%. Это связано с наличием влаги и других элементов в воздухе, которые вступают с ним в реакцию.
Восстанавливать активность цемента можно только вторичным помолом.
Белые и цветные портландцемента схватываются и твердеют несколько медленнее обычных портландцементов, обладают повышенной усадкой, пониженной коррозионной и морозостойкостью.



ЗАТОЧКА МЕТАЛЛОРЕЖУЩЕГО ИНСТРУМЕНТА | ИЗГОТОВЛЕНИЕ СТАТУЭТОК. РЕЦЕПТЫ МАСТЕРА
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ