Арина Родионовна

Арина Родионовна

51
0

Автор: /алексейНН/
Опубликовано: 1965 дней назад (18 января 2014)
Блог: КУЛЬТУРА и ТВОРЧЕСТВО
Рубрика: ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 0Голосов: 0
Статистика по оценкам

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных;
Я ждал тебя. В вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.

***

Арина Родионовна Яковлева (1758 — 1828)

Будущая няня великого поэта родилась в деревне Суйда в семье северных поморов, Яковлевых, находившихся в крепостной зависимости у подпоручика Апраксина. Вскоре Суйда вместе с крестьянами была продана Абраму Ганнибалу, легендарному Арапу Петра Великого. До сих пор в этих местах сохранился замысловатой формы пруд, вырытый при Апраксине, и каменный диван, вырубленный из валуна крепостными Ганнибала.
Известная нам как Арина Родионовна, няня Пушкина имела несколько имен – ее также называли Ириной и Ириньей. Семья жила бедно, и замуж Арину отдали тоже за бедняка, Федора Матвеева. Считается, что черты характера няни Пушкин выводит в «Евгении Онегине» — «Ах, Таня, Таня, в наши леты мы не слыхали про любовь…»
Няня Татьяны Лариной рассказывает, как ее насильно женили в подростковом возрасте. В этом нет сходства литературного персонажа с историческим — сама Арина Родионовна вышла замуж в двадцать три года.

Ее муж умер от безудержного пьянства, оставив четверых детей.
Чтобы прокормить семью, Арина Родионовна решила найти работу в господском доме. Новорожденной внучке Ганнибала, Надежде, как раз требовалась кормилица. Будучи принята на несколько месяцев, Арина Родионовна осталась в этой семье на всю жизнь. Она не только вскормила Надежду Осиповну, но и вырастила ее. Став взрослой, Надежда неоднократно предлагала Арине Родионовне вольную, а такое предложение дорогого стоило. Но Арина отказалась, подчеркивая, что она – раба. В этом слове она видела какой-то особый смысл.
Надежда Осиповна вышла замуж за Сергея Львовича Пушкина. Арина Родионовна стала няней ее детей – Льва, Ольги и Александра. При Ольге она была приставлена кормилицей, но и маленький Александр тоже к ней потянулся. Особенно его привлекали рассказы Арины Родионовны о нечистой силе и мрачных суевериях. С тех пор он всю жизнь верил в предзнаменования – стая ворон навевала на него ужас, перебежавший дорогу заяц заставлял его повернуть назад. Родителям Пушкина не нравились разговоры о нечистой силе, но они ничего не могли предложить взамен. Сами они детьми занимались мало, беспорядочно нанимали для них малообразованных французов-авантюристов. Их образы часто встречаются в пушкинских произведениях:
… Monseur L’Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
учил его всему — шутя…
Когда молодой Александр Пушкин вернулся в 1817 году из Царскосельского лицея, он заново подружился со своей няней. Незамысловатый разговор с Ариной Родионовной вызывает у него неподдельный восторг. Оказалось, что она – не только сказочница. Арина Родионовна – главный устроитель деревенских свадеб. Она рассказывает о стародавних обрядах, да еще с такими подробностями, что слушателю стоит усилий сохранять серьезное лицо. Александр Сергеевич макает перо в чернильницу и быстро-быстро начинает записывать самые интересные моменты рассказа. Неграмотная няня просто поражена – ее простые речи сам барин записывает! С этих пор она начинает боготворить Александра Сергеевича. Но по документам Арина Родионовна принадлежит сестре поэта, как крепостная крестьянка.
Ольга Пушкина, выйдя замуж, увозит няню в Михайловское, ставшее сейчас местом поклонения для пушкинистов. Из-за отказа Арины Родионовны от вольной, ее уже взрослые дети остались в крепостной зависимости. Но семья Пушкиных подарила им дом в родной деревне Суйда. В нем и жили потомки Арины Родионовны до середины прошлого века. Каким-то чудом двухсотлетняя изба сохранилась почти без изменений. Энтузиасты превратили ее в Музей Арины Родионовны. Он полон удивительных редкостей – там хранится матерчатый туесок, который, по легенде, Арина Родионовна смастерила своими руками.
Оказавшись в Михайловском, Арина Родионовна тоскует по Александру Сергеевичу. Под ее диктовку написано несколько трогательных писем, в которых она необыкновенно красивым языком описывает, как скучает по нему, как за него молится…
«Милостивой государь, Александра Сергеевич, имею честь поздравить вас с прошедшим Новым Годом и с новым счастием; и желаю я тебе, любезному моему благодетелю, здравия и благополучия… А мы, батюшка, от вас ожидали письма, когда вы прикажете привозить книги, но не могли дождаться»
И вот, в результате обвинения в вольнодумстве, Пушкин оказывается в Михайловском без права покинуть имение в течение двух лет. Тогда это место считалось редкостной глухоманью. Пушкин пишет друзьям – с няней мы были неразлучны. Вечерами няня рассказывает сказки и истории из деревенской жизни, Пушкин записывает, записывает, записывает.
Арина Родионовна считается неграмотной, хотя сохранились свидетельства, что она вела счета в усадьбе и отправляла почту.
«Я и посылаю больших и малых книг счетом — 134 книги. Архипу даю денег – 90 рублей. Желаю вам то, чего и вы желаете, и пребуду к вам с искренним почтением Арина Родионовна».
Она уже была не няней, а домоправительницей.
Во время пребывания Пушкина в Михайловском, статус Арины Родионовны стал еще выше, поэт даже увольняет работников, обидевших его няню. «Он никого не любил, кроме няни своей» – капризно заявила Анна Керн, не понимая, зачем поэт проводит столько времени с Ариной Родионовной. Между тем в тетрадях Пушкина появляются все новые и новые сказки… Мы теперь их читаем как Сказки Арины Родионовны.
Но в их черновиках нет имени няни поэта. Сейчас существует мнение, что это искусствовед Анненков преувеличил роль няни в творчестве Пушкина, приписав ей авторство. В результате, в советское время простая крестьянка Арина Родионовна стала символом народной мудрости. В советской пропаганде ее используют как антитезу родителям поэта, дворянам — угнетателям крепостных. Эта теория позволяла доказать, что Пушкин – народный поэт.
В наше время некоторые исследователи ударяются в другую крайность – Арина Родионовна объявляется потомком жителей таинственной Гипербореи, ей приписывают обладание магическими способностями. Масло в огонь подлили археологи – рядом с местом рождения няни Пушкина найдены остатки курганов возрастом до полутора тысяч лет. Действительно, название деревни, Суйда, очень древнее. Эта земля считалась священной у славянских племен.
Образ Арины Родионовны как языческой жрицы очень привлекателен. Но он никак не вписывается в записки Александра Сергеевича Пушкина о своей няне:
«Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву о УМИЛЕНИИ СЕРДЦА ВЛАДЫКИ И УКРОЩЕНИИ ДУХА ЕГО СВИРЕПОСТИ, молитвы, вероятно, сочиненной при царе Иване. Теперь у ней попы дерут молебен и мешают мне заниматься делом»
Так что няня предстает перед нами вполне обычной, богобоязненной старушкой. Судя по пушкинским стихам, она носила большие очки. Но ни одного портрета в очках не сохранилось. Вообще, эти изображения не совсем похожи на описание ее внешности в письмах и воспоминаниях. Пушкин называет ее полнолицей, хотя по живописному портрету так сказать нельзя. Есть интересный черновик самого Пушкина, где в его уникальной манере нарисованы два лица – молодое и старое. Подпись – няня. Является ли молодая женщина в кокошнике образом Арины Родионовны в молодости? Это уже никто не узнает.
Портрет няни Пушкина, вырезанный неизвестным мастером из кости, имеет интересную судьбу. Его обнаружил Максим Горький на острове Капри, принял в дар и вернул в Россию.
В наши дни Арина Родионовна чаще изображается как сказочный персонаж в неизменном платочке и с доброй улыбкой. Излюбленной темой многих художников является изображение няни Пушкина, рассказывающей поэту сказки в уютном домике в Михайловском.
Живописный флигелек Арины Родионовны сейчас полностью восстановлен. Он невелик, всего семь на девять метров. Причем жилая светелка была совсем крошечной, а остальную площадь занимала баня. По распространенным легендам, Пушкин предпочитал жить у няни, а не в господских апартаментах.
Известно, что после ссылки в Михайловском, Пушкин так полюбил эти места, что уезжать не хотел вовсе. Друзья Пушкина, навещавшие его в Михайловском, тоже были в восторге от этого места и, конечно, от старой няни:
Свет Родионовна, забуду ли тебя?
В те дни, как сельскую свободу возлюбя,
Я покидал для ней и славу, и науки,
И немцев, и сей град профессоров и скуки, —
Так писал поэт Языков.

Жизненные обстоятельства заставили Пушкина обосноваться в Петербурге. И сестра Ольга тоже приехала в Петербург, конечно же, захватив с собой Арину Родионовну. Пушкин часто навещает их. В 1827 году Арина Родионовна заболела. Пушкин проведал ее и отметил в своих записях – няня…. На следующий день он поставил рядом жирный крест.
На похороны поэт не пошел. Но вскоре он стал скучать по няне, с каждым годом все больше и больше. В его воспоминаниях о ней звучит тревожное ощущение судьбы, рока…
«Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора»
Точное местонахождение могилы няни Пушкина остается загадкой. Наиболее вероятно, она похоронена на Смоленском кладбище Петербурга. Сейчас об этом говорит мемориальная доска. Недавно появились странные исследования, пытающиеся доказать, что могила Арины Родионовны найдена в пригороде Берлина.
Незамысловатая жизнь простой крестьянской женщины продолжает обрастать новыми легендами.



Игорь Тальков — Солнце уходит на Запад | БУКВИЦА УРОК 1
Теги: пушкин, няня, арина радионовна
Комментарии (1)

/алексейНН/
#
18 января 2014 в 00:37
0

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ