
























Беседа Иисуса Христа с Самарянкою
Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Иисус Христос с учениками Своими проходил через
страну самарянскую, мимо города, называемого Сихарь (по древнему название Сихем).
Перед городом с южной стороны был колодец, вырытый, по преданию, патриархом
Иаковом.
Иисус Христос, уставши от пути, сел отдохнуть у колодца. Время было полуденное, и
ученики Его пошли в город, чтобы купить там пищи.
В это время приходит к колодцу из города женщина самарянка за водою.
Иисус Христос говорит ей: «дай Мне пить».
Эти слова Спасителя очень удивили самарянку. Она сказала: «как это Ты, иудей, просишь
пить у меня, самарянки? Ведь, иудеи с самарянами не сообщаются».
Господь сказал ей: «если бы ты знала дар Божий (т. е. великую милость Божию, которую
послал тебе Бог в этой встрече), и Кто говорит тебе: дай Мне пить; то ты сама просила бы
у Него, и Он дал тебе воду живую».
Колодец Иакова в наши дни
Спаситель назвал живою водою Свое Божественное учение. Потому что, как вода
спасает жаждущего человека от смерти, так и Его Божественное учение спасает человека
от вечной смерти и ведет к вечной блаженной жизни. А самарянка подумала, что Он
говорит про обыкновенную ключевую воду, которая у них называлась «живою» водою.
Женщина с удивлением спросила Его: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодец
глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал
(выкопал) нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его?»
Иисус Христос сказал ей в ответ: «всякий, кто пьет эту воду, возжаждет опять (т. е. опять
захочет пить); а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать во век. Потому
что вода, которую Я дам, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».
Но самарянка не поняла этих слов Спасителя, и сказала: «Господин! дай мне этой воды,
чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать».
Иисус Христос, желая, чтобы самарянка поняла о чем говорит Он с ней, сначала велел ей
позвать к Нему ее мужа, — Он сказал: «пойди, позови мужа твоего и прийди сюда».
Женщина же сказала: «у меня нет мужа».
Тогда Иисус Христос сказал ей: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа. Потому что у тебя
было пять мужей; и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала».
Самарянка, пораженная всеведением Спасителя, обнаружившего всю ее греховную жизнь,
поняла теперь, что говорит не с обыкновенным человеком. Она сразу же обратилась к
Нему за разрешением давнего спора между самарянами и иудеями: чья вера правильнее и
чья служба угоднее Богу. «Господи! вижу, что Ты пророк», сказала она, «отцы наши
покланялись на этой горе (при этом она указала на гору Гаризин, где виднелись развалины
разрушенного самарянского храма); а вы говорите, что место, где должно поклоняться
(Богу), находится в Иерусалиме».
Иисус Христос ответил ей: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей и
не в Иерусалиме будете покланяться Отцу (Небесному). Вы не знаете, чему
кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся: ибо спасение от иудеев (т. е. что до сих пор
только у иудеев была истинная вера, у них одних богослужение совершалось правильное,
угодное Богу). Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут
покланяться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть
Дух (невидимый, бестелесный), и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и
истине». Т. е. истинная и угодная Богу служба есть такая, когда люди покланяются Отцу
Небесному не одним только телом и не одними только наружными знаками и словами, а
всем своим существом, — всею душою, — истинно веруют в Бога, любят и почитают Его и,
своими добрыми делами и милосердием к ближним, исполняют волю Божию.
Услышав новое учение, Самарянка сказала Иисусу Христу: «знаю, что придет Мессия, то
есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все», т. е. научить нас всему.
Тогда Иисус Христос сказал ей: «Мессия — это Я, Который говорю с тобою».
В это время вернулись ученики Спасителя и удивились, что Он разговаривал с
женщиною-самарянкою. Однако же ни один из них не спросил Спасителя о чем Он
говорил с нею.
Самарянка же оставила водонос свой и спешно пошла в город. Там она стала говорить
людям: «пойдите, посмотрите Человека, который сказал мне все, что я сделала: не Он ли
Христос?»
И вот, люди вышли из города и пошли к колодцу, где был Христос.
Между тем ученики просили Спасителя, говоря: «Равви! ешь».
Но Спаситель сказал им: «у меня есть пища, которой вы не знаете».
Ученики стали говорить между собою: «разве кто принес Ему есть?»
Тогда Спаситель, объясняя им, сказал: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня
(Отца) и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит
жатва? А Я говорю вам: возведите (поднимите) очи ваши и посмотрите на нивы (и
Господь указал им на самарян — жителей города, которые в это время шли к Нему), как они
побелели и поспей к жатве, (т. е. как эти люди желают видеть Спасителя Христа, с какою
охотою готовы слушать Его и принять Его). Жнущий получает награду и собирает плод в
жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут. Ибо в этом случае
справедливо изречете: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не
трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их».
Пришедшие же из города самаряне, из которых многие уверовали в Него по слову
женщины, просили Спасителя побыть у них. Он пошел к ним и пробыл там два дня и учил
их.
За это время еще большее число самарян уверовало в Него. Они потом говорили той
женщине: «уже не по твоим словам веруем; потому что сами слышали и узнали, что Он
истинно Спаситель мира, Христос».
Из предания известно, что самарянка, беседовавшая со Христом у колодца Иакова, всю
последующую жизнь свою посвятила проповеди Евангелия Христова. За проповедь веры
Христовой она пострадала в 66 году (она была брошена мучителями в колодец). Св.
Церковь празднует память ее 20 марта (2 апреля н. ст.). Имя ее: св. мученица Фотина
(Светлана) самаряныня (самарянка).
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Иоанна, гл. 4, 1-42.люди просто так людьми не рождаются…
Быстрый ответЧтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.